В авиационном сообществе неожиданно очень актуальной стала тема самолета 6-го поколения. Спровоцировал интерес к этой проблеме авиационный топ-менеджер Илья Тарасенко. Он пообещал, что брендовые российские конструкторские школы — «Сухой» и «МиГ» — вместе будут работать над истребителем 6-го поколения. «МК» изучил фантазии на тему самолета будущего.

фото: facebook.com

Илья Тарасенко выступает сегодня один в трех лицах: он возглавляет «Сухой», РСК «МиГ» и одновременно является замгендиректора Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Ему выпала нелегкая судьба руководить процессом слияния «Сухого» и «МиГа», то есть «скрещивать ежа с ужом».

Известно, что две эти фирмы жестко конкурировали друг с другом в советском авиапроме на протяжении десятилетий. Именно в этой конкурентной борьбе появились на свет авиационные шедевры — истребители 4-го поколения Су-27 и МиГ-29.

Еще в самом начале эпопеи с созданием самолетов 5-го поколения фирмы шли «ноздря в ноздрю». Но потом авиационные боги от «МиГа» отвернулись. Началась кадровая чехарда, утруска, усушка. В результате «миговский» прототип самолета 5-го поколения МиГ 1.44, который был готов 20 лет назад, стал тупиковой ветвью российского авиастроения.

Фаворитом 5-го поколения была признана разработка «Сухого», которая сменила несколько названий – перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАКФА), Т-50 и, наконец, Су-57. ВКС заказали первую партию этих машин. Некоторые эксперты считают, что эта «победа в воздушном бою» произошла во многом благодаря пробивным способностям прежнего руководителя «Сухого» — Михаила Погосяна.

В июне «Сухой» и «МиГ» были слиты воедино. Вернее, остатки «МиГа» подчинили «Сухому». Так оценивают происходящее многие авиаспециалисты микояновской фирмы. Очевидно, чтобы успокоить не очень довольных условиями объединения «микояновцев», Илья Тарасенко и решил обозначить высокую цель, пообещав, что над шестым поколением оба КБ будут работать вместе.

 Но, похоже, это как раз тот случай, про который говорят: «обещать – не значит жениться». Дело в том, что, по оценке экспертов, такие самолеты могут появиться не ранее 2040-2050-х годов. Так что придется подождать. Что будет с некогда славными КБ через десятилетия, можно только гадать. 

Есть еще одна проблема. С учетом мировых тенденций разработки новых боевых авиационных комплексов можно утверждать, что задача создания самолета 6-го поколения выходит далеко за пределы компетенций и «Сухого», и «МиГа» и даже ОАК. Дело в том, что принципиально новые характеристики, которые будут отличать аппараты 6-го поколения от самолетов 5-го поколения – американского F-35 или российского Су-57, можно будет обеспечить лишь на основе прорывных технологий в двигателестроении, авиационном вооружении, радиоэлектронике, цифровизации.

О сложности задачи дает некоторое представление футуристическая публикация в электронном авиационном издании WarWays.ru. Авторы обозначили лишь некоторые черты самолета 6-го поколения: это истребитель, способный летать со скоростью, в 2-3 раза превышающей скорость звука, обладающий возможностью выходить в космос и возвращаться в атмосферу. «Боевая машина будет по-прежнему использовать ракеты, но возможно, арсенал будет дополнен лазерным оружием», — пишет издание.

Самые главные изменения должны произойти в части летного труда. По мнению автора, технологии искусственного интеллекта принципиально изменят способы пилотирования и характер решения боевых задач. Не исключено и полное отсутствие пилота в кабине самолета. Вопрос лишь в том, смогут ли инженеры будущего создать на основе искусственного интеллекта (ИИ) воина-пилота, способного превзойти современных асов.

При этом, фантазирует автор, вся цифровая история боевого робота-пилота будет автоматически загружаться в центральную базу данных «вместе со всем опытом и сражениями, которые они пережили за время своего существования». «Представьте пилота со 100-летним опытом пилотирования и миллионами часов за штурвалом, способного адаптироваться к новым приборам и конфигурациям истребителей», — пишет издание.

Правда, по оценке СМИ, подобные технологии не появятся в ближайшие десятилетия.

Второй вариант – дистанционное управление самолетом с земли. При этом отсутствие пилотской кабины со всеми системами жизнеобеспечения и спасения даст конструкторам выигрыш в массе самолета и снимет ограничения по перегрузкам, обусловленные физиологическими возможностями летчика.

«Однако в ближайшее время ожидать новинку не приходится», — резюмирует автор.

Остается пожелать объединенным КБ «Сухого» и МиГа» найти более реальные и востребованные проекты для сохранения в России некогда великих конструкторских школ.

Сергей Вальченко

Источник